АУТИЗМ

Как помочь ребенку с аутизмом справиться с чрезмерной стимуляцией?

У детей c аутизмом ситуации, которые они не могут контролировать, часто приводят к тревожности и чрезмерной стимуляции. 

Родители, учителя и терапевты не всегда способны определить причину подобного дискомфорта, а потому очень важно иметь в своем арсенале набор мер, которые помогут ребенку успокоиться, переключить внимание и вернуться к обычным занятиям.

 Кроме того, располагая такими мерами, ребенок сможет выбрать способ успокоиться до события, которое может вызвать сильный стресс, а также практиковать этот метод после. 


Обучение родителей может уменьшить тревожность у аутичных детей и подростков

Повышенная тревожность негативно сказывается на жизни как минимум 40% аутичных людей 


И это очень распространенная проблема среди аутичных детей и молодых людей 


 Одна из сложностей в решении этой проблемы состоит в том, 

что потребность в поддержке в связи с тревожностью намного перевешивает количество специалистов с необходимой подготовкой и другие ресурсы для подобной помощи


 Центр аутизма Миддлтауна провел исследование, чтобы определить эффективность обучения родителей методам поддержки в уменьшении тревожности аутичных детей и молодых людей. 


Кроме того, как обучение навыкам управления тревожностью влияет на восприятие родителей о том, в какой степени они могут справиться с тревожностью своего ребенка. 


 Предыдущие исследования показали, что обучение родителей детей с аутизмом: – Эффективно с точки зрения затрат

 – Повышает уверенность родителей и уменьшает их стресс 

 – Эффективно для уменьшения проблемного поведения  и тревожности аутичных людей 


ЗАНЯТИЕ 1. ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОЖНОСТЬ 


 Тревожность вызывает физические, психологические, эмоциональные и поведенческие симптомы, например: – тошноту, головную боль, повышенное потоотделение, мышечное напряжение, усталость; – чувства страха, беспокойства, угрозы или раздражительности; – катастрофичные ожидания или уверенность в невозможности справиться с предстоящим опытом; – избегание, повышенную бдительность, повторяющиеся проверки; – увеличение повторяющихся или навязчивых видов поведения. Причину или причины тревожности может быть сложно определить. Британское общество по тревожным расстройствам рекомендует представить, что тревожность – это ведро с водой, которое наполняется от маленьких повседневных стрессов или от одного стрессового события, и оно может перелиться через край. Поэтому важно посвящать время изучению личных причин тревожности, а также определить стратегии, которые могут облегчить, уменьшить или предотвратить приступ тревожности. В рамках занятия родители обсуждали трудности, с которыми сталкивались их дети из-за тревожности, например: – избегание или отказ посещать школу; – попытки диктовать жизнь членов своей семьи; – опасное или самоповреждающее поведение. Родителей просили делать записи любых случаев поведения, которое может так или иначе указывать на тревожность, например, агрессии, избегания, повышенного самостимулирующего поведения. Также их просили проанализировать, какие события предшествуют подобному поведению.


 Хотя причины тревожности могут быть очень индивидуальными, наиболее часто приступы тревожности аутичных детей вызваны незнакомыми или неожиданными событиями и ситуациями, изменениями в окружающей обстановке, социальными ситуациями, сенсорными проблемами или фобиями.

 Во время второго занятия использовались результаты опросников, заполненных перед началом обучения, чтобы помочь родителям сосредоточиться на том, что вызывает тревожность их ребенка. 

Обсуждались полезные стратегии, например:

 – обучение ребенка тому, что такое эмоции, и как они проявляются; 

 – обучение и помощь ребенку в том, чтобы определять собственные эмоции и уровень своего стресса/тревожности (с помощью визуальной поддержки); 

 – обучение ребенка тому, что такое тревожность, и как она проявляется на физическом уровне (например, его ладони потеют, сердце бьется сильнее, меняется дыхание).

 Сенсорные проблемы могут мешать человеку полноценно участвовать в повседневной жизни , выстраивать отношения , и это может повлиять на развитие функциональных жизненных навыков .

 Родителям помогали определить сенсорные потребности своего ребенка и то, как определенные факторы окружающей среды могут влиять на его тревожность.

 Связь между сенсорными проблемами и тревожностью объяснить нетрудно – определенные сенсорные стимулы, с которыми контактирует аутичный ребенок могут вызывать такие же симптомы, как и тревожность, и это приводит к появлению замкнутого круга 

. Во время этого занятия родителям рекомендовались подходящие по возрасту сенсорные стратегии, которые можно найти в бесплатном «сенсорном ресурсе» Центра по аутизму.

 Во время этого занятия родители знакомились с практическими стратегиями для уменьшения тревожности.

 Стратегии по уменьшению тревожности можно индивидуализировать в соответствии с уникальными потребностями каждого ребенка.

 Как правило, оптимальным вариантом является сочетание стратегий по профилактике тревожности и реагированию на нее.

 Примеры стратегий включают: – удаление или уменьшение источника тревожности; – «коробка для успокоения» / «сенсорная аптечка» / сенсорные перерывы; – визуальная поддержка для облегчения коммуникации (социальные истории для подготовки ребенка к определенному событию, предоставление ребенку выбора, визуальные подсказки для уместных способов уменьшить тревожность); – упражнения по прогрессивной мышечной релаксации и дыхательные упражнения для релаксации; – обучение ребенка навыкам эмоциональной регуляции; – использование метода «Пятибалльной шкалы». 

 

Заключительное занятие включало элементы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и терапии десенситизации для уменьшения тревожности, которую вызывают конкретные «триггеры». 

Во время занятия обсуждалось, как негативные мысли могут повлиять на тревожность, и как люди ведут себя и реагируют в ситуациях, которые провоцируют тревожность.

 Родителей поощряли обсуждать, что они могут сделать, чтобы поддержать ребенка. 

 На основе дневников, в которых они записывали, что провоцирует страх/тревожность у ребенка, они обсуждали, как можно позитивным образом справиться с такой ситуацией в будущем, например:

 – Заранее и регулярно изучать и просматривать информацию о предстоящих событиях, местах и новой обстановке вместе с ребенком.

 – Планировать и решать вместе с ребенком, как он может сообщить родителям, что он больше не справляется, и что делать после этого. 

Для этого можно использовать карточки-подсказки и смартфоны.

 – Техники десенситизации означают постепенный, предсказуемый и добровольный контакт с триггером, вызывающим тревожность. Мы используем «лестницу страха» – каждый страх/триггер делится на маленькие шаги, начиная с самого легкого вида контакта до самого сложного.

 – Поощрение ребенка и празднование любых успехов (даже самых маленьких). Родителям также предоставляют информацию о дополнительных ресурсах и обучении по вопросам тревожности.

Как правильно общаться с людьми-аутистами

 Если в вашем окружении есть дети или взрослые, которые больны аутизмом, следует придерживаться простых правил общения: 

 Говорите на темы, которые действительно им интересны. 

Люди с аутичными расстройствами часто зацикливаются на одном интересе, они становятся настоящими экспертами в этой теме.

 Вы сможете почерпнуть для себя что-то интересное, а они – максимально раскрыться. 

Сокращайте предложения. 

Краткие сообщения помогают людям с аутизмом быстрее обработать информацию. 

Также им легче дается письменное общение. 

Аутисты имеют образное мышление. 

Поэтому им значительно легче понять идею с помощью рисунков, схем.

 Давайте время на ответ. 

Людям с аутизмом часто нужно больше времени на обдумывание.

 Не подгоняйте их в разговоре, дайте время обдумать. 

Если человек не ответил на предшедствующий вопрос, не задавайте следующий. 

Имейте терпение.

 Придерживайтесь языковой устойчивости.

 Не высказывайте одну и ту же мысль разными словами. 

Это сбивает с толку людей с аутизмом. 

Не воспринимайте молчание аутистов на свой счет. 

Будьте чуткими, уважайте пределы.

 Начинайте разговор с утверждения, а не вопроса. 

Банальный вопрос "как дела" может стать настоящим стрессом для человека с аутизмом. 

Введите их в разговор постепенно. 

Уделяйте внимание.

 Даже если кажется, что людям с аутизмом лучше самим, на самом деле им тоже нужна забота и внимание.

 Выбирайте подходящее время для беседы. 

Собеседник с аутизмом должен быть спокойным, чувствовать себя комфортно. 

Тогда шансы на сотрудничество значительно возрастают. 

Аутистам трудно уловить шутки, иронию, сарказм, метафоры.

 Говорите прямо и четко. 

Это упростит задачу вашему собеседнику. 

АУТИЗМ

ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО - ВАША ДОБРОТА

Рекомендации по предотвращению и уменьшению сильного стресса у ребенка с аутизмом

Помните о правиле одного собеседника

 Если ребенок подвергся серьезному стрессу, сильно взволнован или даже совсем потерял самообладание, помните о правиле одного собеседника.

С ребенком в таком случае должен говорить только один человек. 

К сожалению, в школах часто случается так, что вокруг ребенка собирается множество людей, говорящих одновременно.

 Вместо того чтобы помочь, они, скорее всего, только усугубят ситуацию.

 Пусть всего один человек, желательно искренне заботящийся о ребенке, предложит ребенку сделать всего одну вещь — что-нибудь простое, например, посидеть в кресле, пойти в тихое место или сделать несколько глубоких вдохов.  

Глубокое дыхание

 Когда ребенок подвержен сильному стрессу или волнению, у него сильно увеличивается пульс, а дыхание становится быстрым и поверхностным.

 В результате повышается кровяное давление. 

Чтобы помочь ребенку справиться с этим, научите его глубокому дыханию.

 Глубокое дыхание — простой способ справиться со стрессом, успокоиться и сконцентрироваться, к которому ребенок может прибегнуть, где бы он ни находился.

 Важно обучить ребенка правильному дыханию и почаще с ним тренироваться, чтобы ребенок всегда был готов к возможной стрессовой ситуации.  

Изометрические упражнения

Попробуйте прямо сейчас сильно сжать руки одну в другой, а потом расслабить. Вы почувствуете, что после этого мышцы ваших рук станут более расслаблены, чем до начала упражнения. Вот еще несколько несложных изометрических упражнений: — Сжать кулаки. — Сильно прижать ладони друг к другу. — Сжать колени. — Пожать плечами. — Упереться руками в стену. — Тянуть за веревку, привязанную к шесту на детской площадке. Если ребенку трудно понять, как выполнять изометрические упражнения, дайте ему мячик для снятия стресса: ребенку будет куда проще понять, что от него требуется, если предложить ему сжать мячик в руках или зажать между коленями, локтями или шеей и плечом.

Глубокое давление 

 Как и изометрические упражнения, глубокое давление помогает избавиться от напряжения в мышцах.

 Ниже перечислены несколько основных способов создания эффекта глубокого давления:

 — Утяжеленные покрывала, жилетки или подушки на колени. — Крепкие объятия — желательно, по инициативе самого ребенка. — 

Кроме того, можно крепко запеленать ребенка в одеяло или простыню. — Пластилин и смеси для лепки («кинестетический песок») предоставляют ребенку возможности задействовать мышцы рук и пальцев благодаря своим упругим свойствам.