логоритмика
ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Логоритмические занятия с детьми можно построить по следующим направлениям: - Артикуляционная гимнастика (упражнения для губ, щёк, языка). «Дудочка» (для губ) Ой, ду-ду! Ой, ду-ду! Потерял пастух дуду. Губы трубочкой сложи И мальчишке покажи. «Паровоз» (для щек) Паровозик, паровоз, Белы дым из-под колес. Яркий свет огромных фар, Слева пар и справа пар. «Дворник» (для языка) Толстый дворник – серый кот Подметает у ворот. Влево, вправо, влево, вправо. Дворник двор подмел на славу. Дыхательные упражнения (например, сдуй с ладошки снежинку или подуй в трубочку со стаканом воды, чтобы появились пузыри). Пальчиковая гимнастика. «Веселые ладошки» Хлопают ладошки, хлопают немножко. Пальчики встречаются, дружно обнимаются. А теперь погладим ручки мы немножко. Пляшут наши ручки, пляшут под гармошку! Самомассаж (самомассаж можно делать при помощи кисточки, массажными мячиками, губками для мытья посуды, карандашами, перьями и т.д.). Речедвигательные игры и упражнения (игры, сопровождающиеся речью). Игры на развитие ритма и темпа речи (игры с использованием ритмо-схем, тихих и громких звучащих предметов). Игры с использованием музыкальных инструментов (используются разнообразные музыкальные инструменты такие, как барабан, колокольчики, бубны, погремушки, треугольники). Игры на развитие мимики. Игры, развивающие тактильно-кинестетическое восприятие (например, игра «Телеграф»: дети выстраиваются друг за другом, самый последний на плече впереди стоящего ребенка отстукивает какой-либо ритмический рисунок (допустим, дважды стучит пальцем по плечу), далее этот ребенок «передает» полученный сигнал ребенку, стоящему перед ним и т.д. Можно сопровождать ритмический рисунок речью). Распевки, прибаутки, чистоговорки, короткие стихотворения и многое другое (можно использовать все, что есть в арсенале учителя-логопеда, подходящее по возрасту детям). Систематические занятия логоритмикой помогут ребенку в совершенствовании его речи, овладении двигательными навыками и умении ориентироваться в окружающем мире.
ЛОГОРИТМИКА: ЗАЧЕМ НУЖНА?
Люди давно заметили, что движение имеет целебный эффект. Устал – пройдись по парку! Подводят нервы – побегай! Нет сил – сделай зарядку! А если движение сопровождается речью или пением – эффект будет усилен во много раз. Врачи не раз говорили о взаимосвязи движения и здоровья: исследования середины прошлого века подтвердили, что регулярные движения в определенном ритме улучшают самочувствие, поднимают настроение и даже могут побороть самые разные заболевания . Так появилась логоритмика — специализированная логопедическая методика, помогающая речевому развитию детей.. Как известно, речь – это сложный процесс, в котором задействованы сразу несколько "элементов": дыхание, работа ротовой полости, взаимодействие нервной системы и органов восприятия. И сбой хотя бы одной из этих составляющих, как правило, вызывает неполадки в работе всего механизма. Благодаря логоритмике можно восстановить целостность системы и сделать ее работу более стабильной. По статистике последних лет только около 15% новорожденных в нашей стране появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Если к концу первого года жизни словарь ребенка составляет в норме 8-10 слов, то в три года – до 1 тысячи слов. На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Вот почему так важно мотивировать ребенка к использованию речи, играя с ним, общаясь, рассказывая сказки и проводя занятия по логоритмике..
КОГДА НУЖНА ЛОГОРИТМИКА?
Можно выделить несколько ситуаций, когда логоритмика будет особенно эффективна. К ним относятся случаи, когда: у малыша есть заикание или наследственная предрасположенность к нему; ребенок отличается чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью; у крохи недостаточно развита моторика и координация движений; карапуз часто болеет; для ребенка характерна дизартрия, задержки развития речи, нарушения произношения отдельных звуков; для малышей, находящихся в периоде интенсивного формирования речи (как правило, это возраст от 2,5 до 4 лет). Если ребенок 2 лет не говорит или говорит плохо- есть смысл попробовать заниматься логоритмикой. В этом возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие- ребенок быстро утомляем, не может выполнять артикуляционную гимнастику и т.д. Детям более старшего возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам. Интенсивное становление речи происходит у детей, начиная с трех лет. Логоритмика для малышей помогает не только ее развитию, а еще и укрепляет мышечный аппарат, формирует правильное дыхание. Благодаря синхронизации движений с текстом данная методика позволяет сформировать основы фонематического слуха, темпа речи. В становлении правильной осанки и развитии двигательной координации она также играет далеко не последнюю роль.