ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

получила широкую известность и теперь привлекательна для многих специалистов – как в детском, так и во взрослом психоанализе, в арт- и гештальт-терапии, семейной психотерапии и других направлениях психологической науки.

 ПОЛЬЗА ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Песочная терапия будет полезна всем,  однако наиболее актуальна она для детей, которые столкнулись со следующими проблемами:

 Невротические нарушения: 

 повышенная тревожность, энурез, тики, заикание , гиперактивность ( СДВГ),

 Фобии, страхи, тревожность, панические состояния

 Кризисные ситуации (утрата, разлука, развод родителей, рождение сестры или брата).

 Различные межличностные и внутриличностные конфликты.

 Конфликтная ситуация со сверстниками.

 Замкнутость, подавленность,

 низкая самооценка, застенчивость 

 

 

 

Песочная терапия предоставляет следующие возможности: 

Помогает увидеть свой внутренний мир, разобраться в себе. Способствует навыку самостоятельно находить пути выхода из сложных ситуаций. Формирует чувство комфорта. Развивает творческий потенциал Формирует образно-логическое мышление Тренирует мелкую моторику рук Снимает мышечное напряжение Строит гармоничный образ мира

Наверняка каждый взрослый в детстве любил играть с песком — строил замки или целые города, прокапывал реки и тоннели, увлеченно искал или же наоборот прятал под песком клады. И совершенно не задумывался о том, что таким образом он выражал свои чувства и отношение к внешнему миру, искал выход из сложных ситуаций и, более того, с большой вероятностью находил их. Помимо творческого процесса и прекрасной работы воображения, игры с песком позволяют создать мост от бессознательного к сознательному, от внутреннего мира к внешнему, от духовного к физическому. Песочная терапия (Sandplay Therapy) помогает высказать то, на что не хватает слов. При помощи песка, воды и фигурок внутренний образ, часто скрытый в подсознании, становится зримым во внешнем творении. 

.

В процессе песочной терапии дети проходят три стадии: хаос, борьба и разрешение конфликта..

ХАОС

Ребенок хватает разные игрушки, беспорядочно расставляет их на песке или перемешивает с песком. На этой стадии ребенок проживает свои эмоции и постепенно справляется с ними. А многократное проигрывание психотравмирующей ситуации в итоге меняет само отношение к ней. Обычно стадия длится на протяжении нескольких занятий. С каждым разом количество используемых фигурок будет уменьшаться и их размещение в песочнице будет все более упорядоченным.

Разрешение конфликта

Ребенок начинает выстраивать осмысленные формы, придерживается сюжета, ведет себя естественно и спокойно.

БОРЬБА

Происходит бессознательный перенос на песочное поле внутренних конфликтов, тревог, обид, сложных ситуаций, агрессии. Существа в песочнице убивают друг друга, идет тяжелое противоборство. Однако через некоторое время может появиться герой, который наведет порядок, восстановит мир и справедливость.

ПРИДУМЫВАЯ СВОИ ИСТОРИИ, ДЕТИ УЧАТСЯ РЕШАТЬ СЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЗАДАЧИ, ИЗБАВЛЯЮТСЯ ОТ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ И СТРЕССОВ


ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Песочная терапия - успокоение и самоисцеление. Каждый год случается свыше 300 инсультов на каждые 100 тыс. человек населения нашей страны. Треть из них — люди трудоспособного возраста. К сожалению, к труду возвращаются лишь 20% из перенёсших инсульт. При очаговых поражениях мозга нарушаются: память и интеллект, внимание, умственные способности, эмоциональная сфера, волевая сфера. Эти когнитивные нарушения, возникающие после инсульта, препятствуют возвращению человека к нормальной жизни, затруднена коммуникация с другими людьми, что приводит к тревожным и депрессивным состояниям. Таким больным просто необходима когнитивная реабилитация после инсульта, которая чаще всего проводится с помощью медикаментов. Однако существенными недостатками терапии препаратами является пассивное положение больного, дороговизна эффективных лекарств, необходимость длительного приема, побочные действия. Именно поэтому большое значение имеет поиск немедикаментозных методов реабилитации для коррекции нарушения когнитивных функций. Чем тут может помочь песочница? В раннем периоде после перенесённого инсульта задачей реабилитологов является сенсорная и сенсомоторная стимуляция, с чем прекрасно справляются дозируемые занятия песочной терапией. Одним из факторов эффективности является грамотное проведение занятий и широкий набор инструментов, которые, к слову, предельно просты: коробка с песком, вода, камушки, бусины, искусственные кристаллы. Работа проводится на подносе, используется сухой и влажный песок, важно иметь предметы разного цвета и фактуры, именно тогда достигается максимальная эффективность занятий. Простейшие задачи на занятиях песочной терапией (например, пересыпание песка) активизируют волевую активность, творческие способности и тренируют адаптивные качества организма. Часто в песочницах психотерапевт помогает пациенту строить композиции из прошлого и будущего, обозначить своё положение в настоящем и всецело принять его. Такие занятия стабилизируют эмоциональное состояние реабилитанта, дают умеренные сенсомоторные нагрузки, стимулируют активность и способствуют скорейшему восстановлению.